×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 59.ru
ƒл€ Ђ‘едота-стрельцаї мало красного словца

–ежиссер: Ћюдмила —тебл€нко
–оли озвучивали: јлександр –евва, —ергей Ѕезруков, „улпан ’аматова, ¬иктор —ухоруков, ƒмитрий ƒюжев и другие.

 огда деревь€ были большими, мои родители выписывали журнал Ђёностьї. ¬ 1987 году именно там впервые вышла в народ искрометна€ филатовска€ сказка Ђѕро ‘едота-стрельца, удалого молодцаї. —начала посмеивались втихар€ несколько дней между собой. ѕотом Ц всем подъездом. ј затем и вовсе листы со сказкой были выдраны и пущены по местному училищу. ќбратно они, разумеетс€, так и не вернулись, тем не менее жить стало веселее. — тех пор сказку несколько раз экранизировали, да всЄ неудачно. 18 декабр€ свет увидела очередна€ экранизаци€ Ц ѕервого канала и студии Ђћельницаї, Ц интуитивно претендующа€ на Ђосновнуюї и бесспорно лучшую.

Ќа теб€, мо€ душа,
¬ек гл€дел бы не дыша,
“олько стать твоим супругом
ћне не светит ни шиша!

–ассказывать, о чем Ђѕро ‘едотаЕї, столь же глупо, как рассказывать сюжет Ђ–епкиї. ¬кратце дл€ по-насто€щему обделенных: при царском дворе служит ‘едот, чь€ забота Ц обеспечивать депутатов продовольствием. ¬ результате очередной охоты вместо дичи ‘едот приносит домой голубицу, котора€ тут же оборачиваетс€ ћарусей, называетс€ евойною женой и принимаетс€ морить клопов и готовить салат по-милански. ” ÷ар€, однако, формируютс€ свои планы на красавицу-ћарусю. “ут, как говоритс€, и сказке начало.

Ќа озвучку героев зазываютс€ мэтры российского кинематографа, на меньшее ѕервый канал бы не пошел. » в этом Ц первое разочарование. ќпуска€ моменты подозрительного внешнего сходства актеров с персонажами (вгл€дитесь в ягу Ц и безошибочно угадаете, кто ее озвучивал), герои не только живут их голосами, но и актерским кредо, повадками, что накладывает своеобразную печать на каждого. Ќ€нька (≈вгени€ ƒобровольска€) из чуть ли не главного дворцового лобби превращаетс€ в практически безропотную старушку в валенках. ÷аревна (»рина Ѕезрукова) заметно хорошеет, ‘едот (—ергей Ѕезруков) из крепкого русского мужика превращаетс€ в богемно-алкогольного романтика и подпевает самому себе Ђќтчего так в –оссии березы шум€тЕї Ќе претерпевают изменений Ц и это самое важное Ц ÷арь (¬иктор —ухоруков) да ћарус€ („улпан ’аматова). ¬ыложи режиссер мозаику их собирательных образов немного иначе Ц и все пошло бы прахом.

“ы вчерась просил ковер, Ц
Ќу дак € его припер.
¬се согласно договору Ц
» рисунок, и колер.

ќднако самое важное вовсе не это. ¬ажна в первую очередь пластичность €зыка и сюжета Ђѕро ‘едотаЕї, котора€ настолько велика, что действие можно смело переносить хоть в курсирующую по орбите ёпитера космическую станцию.  ачество это привлекает не на шутку. ѕоэтому вдогонку бесподобному €зыку и общей музыкальности создано два больших Ђчужеродныхї сказке пласта, от того не менее расчудесных.

ѕервый Ц вплетение в канву действи€ постсоветских реалий: царство телефонизировано, обеспечено телевидением, емелины печи по расписанию курсируют по улицам, ÷арь пьет пакетированный чайЕ ѕеречисл€ть можно бесконечно долго, в каждом кадре присутствует та или ина€ деталь, отсылающа€ к современности, создающа€ при€тное хронометрическое противоречие. »з-за наличи€ такого противоречи€ Ђѕро ‘едотаЕї Ћюдмилы —тебл€нко довольно трудно будет пон€ть до конца люд€м, не владеющим литературной основой.

Ќо дл€ них заготовлен другой пласт, условно-сексуальный. √рудь ћаруси неслабых размеров по€вл€етс€ на экране с приличной частотой, это практически основной предмет спора народа и правительства. ÷арь, готов€сь ко сну, листает ћарусины эротические фотокарточки. ” генерала с ягой тоже, суд€ по всему, давн€€ любовна€ интрижка. Ќа это, конечно, возразить и нечем Ц сказка еще и в 87-м предназначалась далеко не дл€ школьников. ¬озможно, секса в ———– и не было, но в филатовской сказке, и не в одной, он угадывалс€ не только между строк, но и пр€мо по тексту. —овременна€ экранизаци€ же, с такой чудной мультипликацией и раскруткой, детей вр€д ли обойдет стороной.

ѕусть ‘едот про€вит прыть,
ѕусть сумеет вам добыть
“о-„аво-Ќа-белом-свете Ц
¬ообче-Ќе-может быть!

ќтбрасыва€ все огрехи и проща€ мультфильм за все, что проработано недостаточно тщательно, взыскательный зритель может заметить, что настроение фееричности, сквоз€щее у ‘илатова меж каждой буквы, потер€но. ѕоэтому, что ни говори, а книга в качестве столпа шедевральных произведений занимает самое почетное место не только у мен€, а на многих книжных полках –оссии.   сожалению, мультфильм студии Ђћельницаї така€ участь не ждет. ѕочему? √овор€ словами самого Ћеонида јлексеевича,

ј что сказка дурна Ц
“о рассказчика вина.
»зловить бы дурака
ƒа отвесить тумака,
јн нельз€ никак Ц
¬едь рассказчик-то дурак!
ј у нас спокон веков
Ќет суда на дураков!

Ѕлагодарим за сотрудничество Ђ иномакс-ѕобедаї.

Ќадежда —ЋјƒЌ» ќ¬ј, специально дл€ afisha.59.ru
ѕросмотров: 29331