×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 59.ru
јпокалипсис в нирване

–ежиссер: »горь ¬олошин
јктеры: ќльга —утулова, ћари€ Ўалаева, јртур —моль€нинов, ћихаил ≈вланов, јндрей ’абаров, ƒмитрий »цкович и др.

¬езде одно и то же. ”мирают люди от наркотиков и алкогол€. ”мирает город от старости. ”мирают дома в городе и квартиры в домах. ∆изнь останавливаетс€, леденеет кровь. ¬се временное начинает разлагатьс€, и про€вл€етс€ первооснова, вечное. –аспад открывает дорогу к истине. –аспад на†санскрит円ֆЂнирванаї.

—егодн€ фильм ЂЌирванаї можно посмотреть в развлекательном комплексе Ђћегаполисї, кстати, билеты в VIP-зал на эту картину†сто€т столько†же,† сколько и в обычный. —южет фильма несложен. ћедсестра со сказочным именем јлиса (ќльга —утулова) приезжает в ѕетербург. ≈е сосед€ми по квартире оказываетс€ пара наркоманов ¬эл (ћари€ Ўалаева) и ¬алера ћертвый (јртур —моль€нинов). ¬эл работает барменом в ночном клубе. ќна давно никому не верит и привыкла рассчитывать только на себ€. ѕрекрасно понима€, что ћертвого просто несет по жизни, и за нее он зацепилс€ ненадолго, ¬эл ради любви готова на все. ¬ силу обсто€тельств она оказываетс€ одна и в этот момент понимает, что в целом мире осталс€ только один близкий человек Ц јлиса.

Ц ј потом все закончилось, это были 90-е годы.
Ц «ато сколько нового началось: бананы, сникерсыЕ

 ак ни странно, сюжет в ЂЌирванеї оказываетс€ далеко не главным. —транные люди живут в странном пустом городе. Ёкстравагантна€ внешность персонажей,†в которой†продумана кажда€ деталь, создает €ркие образы, имеющие мало общего с действительностью. јгрессивный make-up, креативные сложные прически, плать€ с кринолинами, обувь на п€тидюймовой платформе Ц такими предстают две главные героини, которым едва исполнилось†18. ќбе, оторвавшись от семьи, ищут†свое место†в окружающем пространстве.

ƒл€ ¬эл реальность превращаетс€ в бесконечную попытку удержать возле себ€ любимого человека, расплатитьс€ с его нескончаемыми долгами и уехать в пасторальную сказку Ц в†деревню с лошадками, коровками и курочками.

јлиса предстает как концентрат режиссерской философии, в центре которой Ц любовь и сострадание к ближнему. ≈е лицо выражает немного эмоций: она как ангел, спустившийс€ на грешную землю, достаточно бесстрастно выправл€ет перекосы в людских жизн€х. ≈й неизвестно желание, сжигающее все на своем пути. ≈е взор всегда чист, даже тогда, когда блестит слезой страдани€. Ѕезнадежность, котора€ душит окружающих, не в состо€нии поколебать ее: она исследует мир, четко зна€†цену всему.

¬ычурность и €довита€ €ркость персонажей входит в резкий контраст с черно-серым ѕитером. ѕродуманные до мелочей образы героев Ц и†абсолютно чуждый†пор€дку и чистоте омертвевший город. ѕодчеркнуто литературна€ речь людей Ц и загаженное до невозможности пространство улиц и комнат. √ород, сохранивший в себе остатки былого великолепи€, уже обречен. «десь нельз€ жить, но можно философствовать. ¬эл и јлиса рассуждают о вещах, которые оказываютс€ дл€ них важны по-насто€щему. ќ том, что спр€тано†под толстым слоем туши, теней и помады, за наркотиками и алкоголем.

Ц ¬се не важно, если доброты нет, Ц глубокомысленно скажет одна.

Ц ј хорошо было в детстве болеть, да? Ц отзоветс€ друга€. Ц ¬ садик можно было не ходить, и мама целый день была р€дом, дома.

ѕеребива€ друг друга, две 18-летние девчонки вспоминают об автоматах, в которых сто€л один стакан на всех, и из которого можно было напитьс€ газировки с сиропом†за три копейки или†простой за одну. ѕомнитс€, такие агрегаты сто€ли в продуктовых магазинах в 1980-е годы, когда героин€м, видимо, было по минус п€ть лет.

Ќо, скорее всего, такой подход режиссера не €вл€етс€ следствием его невнимательности и небрежности при создании картины. ‘ильм†наполнен символами: город, люди, их возраст, в конце концов, Ц лишь оболочка дл€ авторской мысли. «десь важны не персоналии, а слова. ¬ диалоге о 90-х одна из девушек произнесет: Ђѕросто однажды все ушло, и ничего не пришло взаменї. Ёто Ц главное. ѕришли маски, а не эмоции; пришла видимость существовани€, а не жизнь: осталась форма Ц красивые фасады и пам€тники, а содержание умерло, оставив за золочеными фигурами и резными воротами оскверненные квартиры и потер€нные души.† †

Ц —трашно не то, что сейчас вот так живешь без любви, а что так и вс€ жизнь может пройти.

ќщущение после просмотра фильма напомнило мне чтение романов ƒостоевского. ќчевидно, что сравнивать творение классика и дебют современного режиссера, единственными достижени€ми которого пока €вл€ютс€ демонстраци€ на Ѕерлинском кинофестивале и приз за лучший дебют на сочинском Ђ инотавреї Ц почти кощунство. Ќо тем не менее они похожи. ѕохожи безысходностью, ощущением конца. ѕричем апокалипсис этот не в окружающей действительности†Ц†он в человеческой душе. ¬ыхода создатель фильма вам не укажет, поэтому если вы готовы найти его сами, ЂЌирванаї Ц это ваше кино.

яна ≈‘»ћ≈Ќ ќ, специально дл€ afisha.59.ru
ѕросмотров: 23373