×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 59.ru
—горевший на работе. True-story

–ежиссер: –он ’овард
¬ рол€х:  рис ’емсворт, ƒаниель Ѕрюль, ќливи€ ”айлд,  ристиан ћак ей и другие.

Ќики Ћауда, страшные ожоги которого уже почти незаметны за сетью морщин, после просмотра фильма о самом себе делает, наверное, лучший комплимент режиссеру –ону ’оварду. ЂЅыли сцены, которые мен€ по-насто€щему удивили, некоторые ужаснули. Ѕыли сцены настолько реалистичные, что € увидел вторую часть той истории.  огда € вернулс€ в спорт с обезображенным лицом, реакци€ людей в то врем€ была... очень невежливой. Ћюди не смотрели мне в глаза, они смотрели на лоб, на отсутствующее ухо, и это было трудно... ѕотом € научилс€ справл€тьс€ с этим, потому что люди такие, какие они есть. Ќо когда € увидел кино, когда € посмотрел на себ€ глазами ƒжеймса ’анта в ћонце, у мен€ был точно такой же шок. ѕонимаете, сейчас, много лет спуст€, € вдруг пон€л, почему люди были так бестактны со мной в то врем€, и мне нужно было про€вить к ним чуть больше снисхождени€ї.

Ѕольшинство фильмов про гонки смотреть невозможно. Ќи фанатам автоспорта, ни тем более люд€м далеким. —портивна€ составл€юща€ плохо вплетаетс€ в сюжет фильма, а без нее фильм, даже если он хороший, получаетс€ не совсем про гонки. ¬ыдержать баланс между спортивными сценами и драматической основой весьма и весьма сложно, но –ону ’оварду это удалось, пожалуй, также хорошо, как ƒжону ‘ранкенхаймеру в его знаменитом Grand Prix 1966 года.

—ам по себе спорт гораздо интереснее, эффектнее и драматичнее, чем любой вымысел. ѕоэтому сценарист ѕитер ћорган вз€л за основу реальную историю Ц сезон Ђ‘ормулы 1ї 1976 года. Ёто именно та истори€, которую, будь она придуманной, сочли бы авторским перегибом.

Ќики Ћауда Ц австриец, трехкратный чемпион мира в гонках Ђ‘ормулы 1ї, один из самых харизматичных персонажей автогоночного мира. ¬ 1976 году Ћауда попал в сильную аварию на гоночной трассе Ќюрбургринг, однако вернулс€ в чемпионат и продолжил борьбу Ц фильм Ђ√онкаї повествует о событи€х тех лет. Ћауда известен как человек пр€мой, ироничный, прагматичный и весьма умный. ¬ насто€щее врем€ €вл€етс€ одним из директоров команды Ђ‘ормулы 1ї Mercedes-Benz Grand Prix.

‘ильм сн€т дл€ широкой аудитории, котора€ не знакома с Ђ‘ормулой 1ї в принципе, более того, именно этой аудитории событи€ тех лет покажутс€ наиболее волнующими, неверо€тными. —горев заживо в своем Ferrari, уже через шесть недель Ќики Ћауда с еще не зат€нувшимис€ ожогами вернулс€ в гонки и продолжил борьбу. ƒва из трех своих титулов в Ђ‘ормуле 1ї он выиграл уже после аварии.

Ђ√онкаї Ц это фильм о противосто€нии не просто двух гонщиков, скорее, двух эпох Ђ‘ормулы 1ї. ƒжеймс ’ант Ц антипод Ћауды Ц €рчайший представитель эры пилотов-романтиков, которые побеждали на кураже, граничащим с безрассудством. Ћауда Ц основоположник Ђновой школыї, внимательный к техническим детал€м, расчетливый, умеющий контролировать риски.

ƒжеймс ’ант Ц англичанин, чемпион Ђ‘ормулы 1ї с репутацией плейбо€ и одного из самых отча€нных пилотов королевских гонок всех времен. ќн отличалс€ аварийностью на трассе (за что получил кличку Hunt the Shunt), а также кулачными разборками за ее пределами. ¬ годы его триумфа пользовалс€ колоссальной попул€рностью в Ѕритании. ¬ 1993 году в возрасте 45 лет скончалс€ от сердечного приступа.

ќсобую ценность фильму придает его историческа€ достоверность Ц по крайней мере, в том, что касаетс€ спортивной составл€ющей. ƒаже спецэффекты смотр€тс€ на пор€док более натурально, чем в компьютерных блокбастерах нового времени. ƒл€ съемок –он ’овард ангажировал дес€тки сохранившихс€ болидов того времени, каждый из которых стоит миллионы долларов Ц в эпизоде по€вл€етс€ даже шестиколесный Tyrrel P34. ќсобенно ответственные сцены, вроде аварии Ћауды, восстанавливали по имеющимс€ документальным запис€м, что придает событи€м ошпаривающую достоверность, равно как и образ Ћауды, воссозданный актером ƒэниэлем Ѕрюлем. ЂЅыл момент, когда € действительно увидел на экране себ€ї, Ц признаетс€ уже насто€щий Ћауда.

¬прочем, ради накала страстей ’ант и Ћауда показаны не просто соперниками Ц почти врагами, тогда как в реальной жизни их отношени€ были проще и теплее. ƒл€ нагл€дности –он ’овард максимально развел своих героев по углам ринга, показав ’анта совсем уж безбашенным, а Ћауду Ц совсем уж педантичным. —ам Ќики признаетс€, что его образ получилс€ несколько суше, чем он был на самом деле, хот€ и ставит на сценарии резюме: Ђ— моих слов записано верної.

ќсновна€ драма фильма развернулась на трассе Ќюрбургринг, очень специфическом гоночном треке длиной более 20 км, проложенном через леса јйфельских гор. «а свою сложность и опасность он получил название Ђ«еленого адаї, и постепенно стал слишком неприспособленным дл€ Ђ‘ормулы 1ї. ¬ 1976 году Ќики Ћауда пыталс€ добитьс€ отмены гонки, однако пилоты во главе с ƒжеймсом ’антом проголосовали за проведение √ран-ѕри. ѕо злой иронии судьбы, трасса наказала именно Ћауду. ѕо сей день Ќюрбургринг принимает соревновани€ других классов и открыт дл€ покатушек на частных или арендованных машинах.

Ћично € предпочел бы увидеть историю, воспроизведенную с максимальной достоверностью не только в спортивном ключе, но и психологическом, и пусть даже герои получились бы не столь выпуклыми, полагаю, их естественный темперамент обеспечил бы фильм топливом без режима Ђфорсажї. Ђ‘ормула 1ї не требует гипербол Ц они заложены в самой сути спорта высоких достижений.

Ќе покидало также ощущение, что фильм все же написан Ђпод Ћаудуї, с которым сценарист ѕитер ћорган провел много часов. ј мне хотелось увидеть сценарий той степени беспощадности к геро€м, котора€ граничит с их полным оправданием.

Ќаконец, не хватило мне широты фокуса: фактически, режиссер провел макросъемку двух персоналий Ц ’анта и Ћауды Ц тогда как их многочисленному окружению отведена роль декораций. Ѕолее-менее про€вл€ютс€ в фильме образы лорда ’ескета и супруг пилотов, контурно показан  лей –егаццони, мелькают на фоне другие гонщики тех времен. Ќо за исключением эпизодического по€влени€ в кадре, полностью растворен Ёнцо ‘еррари. ј ведь драматичный √ран-ѕри японии 1976 года подвел черту не только в отношени€х Ћауды и ’анта, но также Ћауды и ‘еррари. ¬озможно, дело здесь в политических мотивах, поскольку в контексте тех событий Ferrari и ее лидер не всегда предстают в положительном ключе, и все же хочетс€ той степени беспощадности... ¬прочем, € это уже говорил.

Ќа мой взгл€д, стрем€сь воспроизвести хронологию событий, –он ’овард порой шел по пикам спортивных событий в ущерб психологизму. ќн словно бо€лс€ полностью расковатьс€ и отхлестать своих героев так, чтобы довести зрител€ до катарсиса. я ждал и не дождалс€ сцены, когда Ћауда вернулс€ за руль Ferrari на тестах, и испытал такой приступ паники, что не мог переключитьс€ на вторую передачу. ЂЁто был животный ужас, Ц вспоминает он. Ц я стал просто ездить по кругу, постепенно наращива€ темп, и через некоторое врем€ обнаружил, что €вл€юсь самой быстрой Ferrari на трекеї. Ќо ведь на тех тестах, веро€тно, Ћауда и стал тем упр€мым циником, который прогибал под себ€ мир похлеще ћакаревича.

ќчень вскользь в фильме показан √ран ѕри »талии 1976 года, первый дл€ Ћауды после аварии. “огда италь€нска€ полици€ попортила кровь ЂћакЋаренуї, обвинив в контрабанде и использовании запрещенного топлива, и как результат тех обвинений, ’ант вынужден был стартовать из последних р€дов. Ёто, по его словам, было не только плохо дл€ борьбы в чемпионате, но и очень унизительно, зато Ћауде позволило вернутьс€ в чемпионат.

» тем не менее € с чистой совестью рекомендую фильм всем, кто любит кино красивое, драматичное, в котором у эффектности нет привкуса синтетики, а дух гонок и спорта вообще проникает в теб€ через поры кожи. Ѕольшинству представителей Ђ‘ормулы 1ї фильм понравилс€, да и опрошенные мной знакомые оценили его весьма позитивно.

¬от только почему российские прокатчики использовали этакий эвфемизм, как Ђ√онкаї? јнглийский вариант названи€ Rush, адреналинова€ лихорадка, отражает суть фильма гораздо точнее.

јртем  –ј—Ќќ¬, специально дл€ afisha.59.ru
ѕросмотров: 39519