Страна чудес без тормозов

Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Джонни Депп, Миа Васиковска, Хелена Бонем Картер, Энн Хэтэуэй, Криспин Гловер, Мэтт Лукас, Стивен Фрай, Майкл Шин и другие.

Утомленная ночными кошмарами Алиса Кингсли, 19-летняя дочь почившего с миром мечтательного предпринимателя, приезжает с матерью на вечеринку к семье бывшего отцовского делового партнера. Там неожиданно для Алисы лорд Хэмиш, высокомерный парень, страдающий от запоров, предлагает ей руку и сердце. Не готовая к этой «блестящей партии», девушка покидает гостей и бежит за подозрительным белым кроликом, ошивавшимся всё это время где-то неподалеку. Кролик приводит Алису к норе, та по глупости в неё падает и...

Ну, кто не читал этот роман-шутку застенчивого математика Кэрролла? Нужно быть слепым, глухим и оторванным от цивилизации, чтобы даже не подозревать об этой книге, которая давно переросла в концептуальную энциклопедию, путеводитель по увесистой части современной культуры, в которую сама же когда-то и пустила корни. Только ленивый работник кинематографа не использовал в своих фильмах элементы ее фабулы, типажи, диалоги, любой мало-мальский кусочек из серии «следуй за белым кроликом, Нео».

С другой стороны стоит Бёртон, у которого, судя по кинодостижениям, в ящике стола наверняка завалялась волшебная палочка. Человека с таким широким шагом не могла не заинтересовать история о потерявшейся в своих фантазиях девочке, но он и не оставил бы её оригинальной. Поэтому важнейшая премьера текущего уик-энда, «Алиса в стране чудес» Тима Бёртона, является кэрролловской экранизацией только фигурально: в ней Алиса попадает в страну чудес во второй раз, правда, о первом путешествии ничего не помнит, крутит шашни с Шляпником и устраивает в сказочном мире государственный переворот.

Комментировать техническую сторону любого фильма «сумеречного» мастера все равно, что комментировать природные явления. Однажды установив планку с выходом в 1990 году «Эдвард руки-ножницы», Бёртон ни разу не опускал ее даже ради художественных целей: самые уродливые персонажи его фильмов и по сей день щеголяют невиданным шармом. На сей раз мастер задрал нос выше прежнего и предусмотрительно позвал в проект только проверенных временем друзей, не забыв разбавить старую компашку относительно свежими лицами. То есть за феерию актерских па тоже волноваться не нужно.

– Чешир! Вот собака...

Взять хоть королев в исполнении Энн Хэтэуэй (белая) и Хелены Бонем Картер (красная), одинаково манерных и жутковатых. Или местную шестую палату с Соней, мартовским котом и Шляпником, распевающих «Светит звездочка с небес, непонятно, на кой бес» под пиками королевских стражников. Кстати, про Шляпника... Впрочем, нечего тут сказать: длительный роман с Деппом у режиссера не кончится, пожалуй, никогда. Можно продолжить список: бесподобная Алиса (правда, «убитая» писклявым русским дубляжем), бесподобный Валет, бесподобная синяя гусеница... А можно проще: на уровне всё, до чего можно было бы хоть как-то докопаться.

...Но даже благодаря всем заслуженным плюсам картина по какой-то причине не дает безудержного удовлетворения, не смакуется, не будоражит воображение, не задерживает себя в памяти ни на минуту. Вопреки тому, что история сменилась, по фильму четко прослеживается, где Бёртон тормозит с экспериментами над и без того мощной литературной основой: ни одного революционного поворота событий, ни одной собственноручной заманухи, никаких претензий на шедевр. Словом, «Алиса в стране чудес» получилась слишком голливудской, чтобы быть бёртоновской, к тому же, чересчур «повзрослевшей», но почему-то утвердившейся на уровне аудитории младшего школьного возраста.

Остается только догадываться, какие сказки на сей раз читает своим детям папа Тим, но начинает сдаваться, что в них больше нет гигантских карасей, добродушных привидений и шоколадных рек, хотя рассказывает он настолько складно, что, по большому счету, уже всё равно, о чем его рассказ.

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.59.ru
Просмотров: 33371